В России красота больше не влияет на трудоустройство

Согласно данным опроса, проведенного сервисом SuperJob, внешняя привлекательность соискателя перестает быть значимым конкурентным преимуществом на российском рынке труда.

 Похоже, российский рынок труда становится более цивилизованным: работодатели перестают обращать внимание на привлекательность и все больше смотрят на навыки, образование и наличие релевантного  опыта. Сказывается и распространенность удаленной работы: красота не имеет значения, когда коллеги неделями, а то и месяцами не встречаются лично. Если в 2009 году в том, что хорошие внешние данные  могут помочь соискателю при трудоустройстве и построении карьеры, было уверено подавляющее большинство представителей компаний (82%), то в январе 2021 года такое мнение разделяют 66%  опрошенных.

Влияние привлекательности сотрудника на карьеру в своей компании 27% представителей работодателей оценивают на 0 баллов из 10. Еще год назад, в январе 2020 года, таких оценок было 15%. За прошедший год средняя оценка влияния внешних данных на карьеру упала с 4,8 до 3,8 балла из 10. Похоже, COVID-19 оздоровил российский рынок труда: массовая удалёнка продемонстрировала значимость профессионализма сотрудника, а не его внешних данных.

Изучение требований вакансий к позициям, на которые ранее нередко предпочитали принимать внешне привлекательных кандидатов, показывает, что подобных запросов стало в разы меньше. Если в 2013 году о необходимости презентабельной внешности для офис-менеджера в вакансиях заявляли 13% компаний, то сегодня — лишь 5%. 7 лет назад каждая девятая вакансия на позицию секретаря (11%) приглашала только красивых, сегодня подобная фраза встречается лишь в 3% вакансий.

Уверенность в том, что красота оказывает влияние на карьеру, снижается и среди соискателей. С утверждением, что хорошие внешние данные являются серьезным плюсом при трудоустройстве и построении карьеры, согласно по-прежнему большинство экономически активных россиян (61%), однако это существенно меньше, чем в 2007 и 2009 году, когда такую позицию разделяли 84 и 77% опрошенных соответственно.

Чем дальше от столиц, тем убежденность во взаимосвязи внешности и карьерного роста выше. В Москве уверены во влиянии привлекательности 6 из 10 респондентов. В Санкт-Петербурге, как и в целом по стране, — 61%. В Екатеринбурге — две трети опрошенных (67%), в Новосибирске — 71%, в Казани — 73%.

Место проведения опроса: Россия, все округа
Населенных пунктов: 134
Время проведения: 25 декабря 2020 года — 12 января 2021 года
Исследуемая совокупность: менеджеры по персоналу и другие представители кадровых служб предприятий и организаций, ответственные за подбор персонала
 Размер выборки: 1000 респондентов

Автор: Ник Сплет

Добавить комментарий